Для реализации образовательного процесса в школе оборудовано 40 кабинетов, в том числе специализированные классы. Кабинеты оснащены всем необходимым оборудованием и средствами для проведения занятий
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
О создании материально-технических условий, обеспечивающих безбарьерный доступ к образовательному процессу:
-
МБОУ СОШ №43 г. Белгорода расположена в четырехэтажном здании. Организация образовательного процесса осуществляется в условиях классно - кабинетной системы, для чего используются 40 учебных кабинетов, компьютерный класс, спортивный зал, библиотека, мастерские, теплица.
Все учебные кабинеты могут быть использованы для организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Материально-техническое оснащение и оборудование учебных помещений соответствует Федеральным требованиям к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
Кабинеты оснащены необходимым оборудованием, дидактическими и техническими средствами, учебно-вспомогательными материалами и соответствуют требованиям для успешной реализации теоретической и практической частей основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
В школе есть кабинеты оснащенные средствами обучения и воспитания, в том числе приспособленные для использования лицами с ОВЗ с ограниченными возможностями здоровья, кроме инвалидов-колясочников.
Учебные классы и аудитории оснащенные электронным оборудованием, необходимым для обучения учеников-инвалидов по слуху, зрению и заболеваниям опорно-двигательного аппарата отсутсвуют.
МБОУ СОШ №43 г. Белгорода образовательный процесс осуществляется 40 специализированных кабинетах, оснащенных автоматизированным местом учителя, регулируемой в соответствии с ростом учащихся мебелью. В образовательный процесс включены оснащенные всем необходимым для проведения практических занятий кабинеты:
ОБЖ – 1
Англ.язык – 3
География – 1
Информатика – 2
Рус.яз и лит. – 5
Математика – 2
Физика – 1
История – 2
Нач.классы – 13
Химия – 1
История - 2
Начальные классы - 13
Химия - 1
Биология - 1
Православная культура - 1
ИЗО- 1
Музыки – 1
Логопедические - 1
Ресурсные классы – 3
Учебно-методический -1
Количество мастерских (ед)в них рабочих мест 3 45 мест
Спортивный зал – (м2) 2 спортивных зала - 566,4м2; 187,4м2
Спортивное ядро (открытая спортивная площадка) – (м2) в том числе:
а) футбольная площадка (да или нет) 7827 м2
б) баскетбольная площадка (да или нет) 900 м2
Актовый зал 205,2/250 мест
Бассейн учебный: 470м2-зеркало воды - 70м2
Музей, его направление – (м2) Музей 58,9
Столовая (м2/мест) - Столовая – 287,6/310
Имеет библиотеку
Учебная литература - 17731 шт.
Книжный фонд - 6278 шт.
Электронные пособия - 1219 шт.
Медицинский кабинет-21,5 м2
Процедурный кабинет-21,5 м2
Стоматологический кабинет -21,5 м2
Количество кабинетов основ информатики и вычислительной техники – 2
Часы работы библиотеки 8.30-16.30
Внутрибиблиотечная работа 8.30-9.00
Обслуживание читателей 9.00-16.30
Санитарный день - последний день месяца
Методический день – четверг
Выходной - Суббота, воскресенье.
Сведения о кадрах:
Штат библиотеки: заведующий библиотекой
Базовое образование заведующего библиотекой: высшее, педагогическое
Стаж библиотечной работы заведующего библиотекой: 5 лет
Стаж работы в данном образовательном учреждении: 5 лет.
Повышение квалификации (курсы и стажировки): Курсы в ОГАОУ ДПО "БелИРО": 07.12.2020-11.12.2020 г.
Общий фонд школьной библиотеки МБОУ СОШ № 43 составляет -21016 шт.
из них:
Учебники - 13978 шт.
Художественная литература - 6214 шт.
Учебные пособия - 482 шт.
Справочная литература - 97 шт.
Электронных учебников - 245 шт.
Читателей 632 из них 547 учащихся и 85 человек педагогического состава.
Техническое оснащение школьной библиотеки:
Оборудование
HP lazerJet M1132 MFP - 1
Персональный компьютер - 2
Школьная библиотека сегодня это культурно-образовательный центр, строящий свою работу, выбирая такие методы и приёмы, которые будут отвечать потребностям всех участников образовательных отношений, в том числе детей- инвалидов и учащихся с ОВЗ.
Школьная библиотека - подразделение, которое стало основным центром, обеспечивающим доступ к информационным образовательным ресурсам, виртуальному общению педагогов, учеников и их родителей.
Библиотека школы обеспечивает для учащихся, в том числе инвалидам и учащимся с ОВЗ, доступ к информации, к знаниям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях, обучает поиску, отбору информации.
Школьный информационно-библиотечный центр школы включает в себя библиотечный фонд (художественная литература, энциклопедии, справочники, учебники, методическая литература, учебные фильмы, диски, периодические издания). Материально-техническое оборудование приспособлено для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, кроме инвалидов-колясочников. Имеется автоматизированное рабочее место библиотекаря, оборудовано компьютерное рабочее место посетителя библиотеки. Установлена автоматизированная информационно-библиотечная система: MAPK – SQL Версия для школьных библиотек.
Методическое оснащение школьной медиатеки:
Количество лицензионных единиц
Электронные образовательные ресурсы, из них:
- электронные энциклопедии - 6
- учебные фильмы - 42
- электронные приложения к учебникам - 1343
Электронные учебники - 1219
Учащиеся, в том числе инвалиды и дети с ОВЗ, могут:
1.Получить консультацию библиотекаря по вопросам выбора литературы и пользования СБА библиотеки.
2. Подготовиться к уроку или внеклассному мероприятию, написать реферат, воспользоваться информацией на самых разных носителях.
3. Набрать и распечатать текст на компьютере, воспользоваться ксероксом, подготовить мультимедийную презентацию.
4. Проверить свои знания по школьным предметам, подготовиться к тестированию.
5. Принять участие в литературных играх и конкурсах, познакомиться с книжными выставками.
Образовательная организация имеет: Спортивный зал, стадион - (вмещает футбольное поле, беговую дорожку, сектор для прыжков в длину, физкультурный комплекс , баскетбольную площадку) .
Имеется объект спорта, для физкультурно-оздоровительных и реабилитационных занятий для детей с ОВЗ.
На территории «МБОУ СОШ №43» созданы материально-технические условия, обеспечивающие безбарьерный доступ к образовательному процессу.
В образовательном учреждении используются следующие средства обучения и воспитания:
Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, атласы, рабочие тетради и т.д.).
Визуальные (зрительные): таблицы по учебным предметам; карты по истории и географии; модели, муляжи, макеты по биологии, географии, математике, физике, начальным классам; натуральные объекты (на уроке биологии)., портреты художников и композиторов.
Механические визуальные приборы: микроскоп. Аудиовизуальные (зрительно-слуховые): образовательные видеофильмы, учебные фильмы, презентации.
Средства, автоматизирующие процесс обучения: компьютеры, проекторы, принтеры.
Спортивное оборудование: мячи, скакалки, обручи, лыжи, спортивные снаряды.
Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач.
Средства воспитания:
- общение (непосредственное, опосредованное) в форме прямых контактов учителя и обучающегося и индивидуальных бесед;
-учение, когда учитель воздействует не на обучающегося, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться. Реализуется через классные часы, школьные праздники и мероприятия;
- труд осуществляется через дежурство по классу, выполнение трудовых поручений;
- игра используется как в урочной так и во внеурочной деятельности, организуется в форме проведения разного рода игр: сюжетно-ролевые, спортивные, дидактические, соревновательные.
С преподавателями и сотрудниками школы проводится разъяснительная работа по вопросам организации учебного процесса и общения со инвалидами-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны специальные Методические рекомендации для преподавателей по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ. В рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обучающимся всех форм обучения преподаются вопросы, касающиеся видов инвалидности, основных соматических и психических расстройств при них, обсуждаются различные аспекты комплексного сопровождения и реабилитации.
В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 (пункт 26 статьи 2) понятие средства обучения и воспитания включает:
«приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности».
На основании данного перечня можно определить средства обучения и воспитания:
-
Оборудование, необходимое в образовательном процессе:
-
учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.);
-
тренажеры и спортивное оборудование.
-
-
Учебно-наглядные пособия:
-
плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски;
-
гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные.
-
-
Компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства.
-
Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы:
-
учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал;
-
образовательные мультимедиа: мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии);
-
видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях.
-
Организация охраны, питания и медицинского обслуживания.
Педагогический коллектив школы считает, что приоритетными направлениями в работе является создание безопасных условий, антитеррористической защищенности и охраны труда всех участников образовательного процесса. С этой целью постоянно проводится работа по совершенствованию материально-технической базы для создания оптимальных условий безопасного функционирования образовательного учреждения.
Для реализации поставленных задач:
-
Установлена тревожная кнопка;
-
Подключение к единой диспетчерской службе
-
Полностью оснащена средствами пожаротушения;
-
Здание оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, средствами речевого оповещения и управления эвакуацией;
-
Имеются световые указатели запасных выходов, планы эвакуации по этажам;
-
Имеется наружное видеонаблюдение;
-
Смонтировано освещение территории;
-
Имеется ограждение по периметру территории школы;
-
Своевременно проводятся замеры сопротивления изоляции;
-
Заправлены огнетушители;
-
Установлены новые дорожные знаки и искусственные неровности на проезжей части вблизи школы.
В школе своевременно и в полном объеме выполняются предписания контролирующих организаций. Чрезвычайные ситуации отсутствуют. Педагогический коллектив наряду с повышение качества обучения и воспитания учащихся выдвигает задачу сохранения и укрепления их здоровья.
Наблюдается улучшение состояния здоровья учащихся по некоторым показателям или его стабилизация. Такая тенденция есть результат работы по реализации требований СанПиНов. В школе целенаправленно и комплексно претворяется в жизнь программа по здоровьесбережению.
-
В школе благоприятный микроклимат, созданы комфортные условия для обучающихся.
-
Санитарное состояние всех классных и санитарно-бытовых помещений поддерживается на высоком уровне.
-
Соблюдается температурный и световой режим.
-
Во всех классах заменены устаревшие светильники на современные.
-
Оборудован медицинский кабинет, учащимся обеспечивается доступность медицинской помощи.
-
Своевременно приобретаются необходимые лекарственные препараты.
Принципы использования средств обучения:
-
учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
-
гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
-
учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
-
сотворчество педагога и обучающегося;
-
приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Доступ к электронному журналу, электронному дневнику и электронному портфолио обучающихся осуществляется на платформе ИС "Образование" ("Виртуальная школа")
Средства обучения и воспитания — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения и воспитания на следующие виды:
- Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал);
- Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии);
- Аудиовизуальные (слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);
- Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.);
- Тренажеры и спортивное оборудование.
Принципы использования средств обучения
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
В школе имеется подключение к сети Интернет. Скорость подключения - до 150 Мбит/сек
Количество интранет-ресурсов -1
Количество локальных сетей - 1
Общее число компьютеров - 161, из них используемых в учебных целях - 80, в том числе-16 планшетов.
Со всех компьютеров школы имеется доступ к электронным библиотечным системам
Во всех кабинетах школы имеется доступ в Интернет
Все обучающиеся-инвалиды и лица с ОВЗ имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям с компьютеров, размещенных в учебных аудиториях, помещениях для самостоятельной работы и читальном зале библиотеки
Все компьютеры, размещенные в учебных аудиториях и помещениях для самостоятельной работы обучающихся, к которым имеют беспрепятственный доступ инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, оснащены лицензионной операционной системой Astra Linux.
На основании Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение школьниками информации необразовательного характера
Электронные образовательные ресурсы: Сферум, Алгоритмика, виртуальная школа, учи.ру, Якласс, РЭШ, Разговоры о важном, и др.
В «МБОУ СОШ №43е» общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируется
Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В «МБОУ СОШ 43» общежитий и интернатов нет. В школе есть кабинеты оснащенные средствами обучения и воспитания, в том числе приспособленные для использования лицами с ОВЗ с ограниченными возможностями здоровья, кроме инвалидов-колясочников.
Доступ к кабинету директора, заместителей директора, библиотеку и медицинскому кабинетам, заместителя директора по АХР, туалету обеспечен посредством постройки пандуса с поручнями у центрального входа в школу. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Материально-техническая база «МБОУ СОШ №43» обеспечивает процессы обучения и воспитания обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Школа располагает актовыми залами, учебными кабинетами и лабораториями. Все учебные аудитории и классы оборудованы специальной техникой и приборами, наглядными пособиями и дидактическими материалами, программными средствами, стационарными и переносными мультимедийными комплексами, инструментами (в том числе музыкальными), театральным реквизитом и т.п.
Все обучающиеся, в том числе инвалиды и лица с ОВЗ, имеют доступ к электронной и информационно - образовательной среде, учебным пособиям и литературе на электронных и бумажных носителях. Имеется альтернативная версии официального сайта школы в сети «Интернет» для слабовидящих
Информация об обеспечении возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
МБОУ СОШ №43 функционирует с 1989 года. С момента ее открытия капитальный ремонт был произведен в 2022-2023 году.. Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Доступ к кабинету директора, заместителей директора, библиотеку и медицинскому кабинетам, заместителя директора по АХР, туалету обеспечен посредством постройки пандуса с поручнями у центрального входа в школу. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Оборудование и персонал школьной столовой покрывают потребность обучающихся в цикличном питании. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется.
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе при работе с имеющимся в образовательной организации оборудованных учебных кабинетов, библиотеки, актового и спортивных залов, а также при работе с имеющимися электронными образовательными ресурсами в библиотеке или кабинетах информатики.
Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом школы.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ в школе отсутствуют.
Для эффективного проведения воспитательной работы, культурно-массовых мероприятий и другой внеучебной деятельности в школе имеются актовые залы, спортивные объекты, оборудованные соответствующим инвентарем и техническими средствами
Учебные кабинеты
Мастерские и лаборатории
Для проведения практических занятий в школе имеются оборудованные лаборатории и классы технологий.
Условия для занятия физкультурой и спортом
В школе созданы условия, способствующие укреплению здоровья обучающихся посредством физической культуры и спорта
Организация досуговой деятельности
Для организации досуга в школе есть всё необходимое - актовый зал на 200 посадочных мест, оборудованный необходимой оргтехникой, современной музыкальной аппаратурой; кабинет музыки; танцевальный зал; несколько помещений для школьных кружков.